ТЕМА УРОКА: «Виктор
Гаврилович Захарченко и Кубанский казачий хор».
Цели:
-
Знакомство с биографией и творчеством известного
кубанского композитора, народного артиста России и Украины, профессора,
руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко.
-
Расширение кругозора учащихся.
-
Развитие интереса к кубанскому народному творчеству; умения видеть прекрасное
рядом с собой;
- Воспитание любви к родному краю; к своей малой
родине, умения гордиться выдающимися
людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта,
любовь к ближнему;
Оборудование:
Мультимедийная презентация, фотографии реалистических кубанских пейзажей, аудиозаписи кубанских песен, краски и
альбомные листы.
Ход урока.
Ты красив и весел,
Щедр ты по-кубански,
Край хлебов и песен —
Край наш Краснодарский.
Не раз кубанская земля
Достойных ей сынов рожала,
Их позабыть никак нельзя —
Их колыбель Кубань качала.
Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные воды,
богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом
пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не
сказка?... Но главное наше богатство — люди.
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле...
Мои герои — главный корень,
Основа жизни на земле.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о человеке, кто Кубань нашу прославил на век, кто делает нашу
жизнь прекрасной.
Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая
родилась в древней Греции.
На
священной горе Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини
памяти Мнемоcины.
Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине
горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их
необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно
облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают
обычаи, законы жизни и славят богов.
Музы
обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека
при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь
его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова,
музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и
пользуется большим уважением народа.
Тем, кого полюбили музы, и
есть В.Г. Захарченко.
III. Изучение нового.
1. Знакомство с биографией и творчеством
В.Г. Захарченко.
Учитель: Мне
хочется познакомить вас с этим замечательным человеком.
Рассмотрите
его портрет.
Лицо
этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.
-
Может быть, кому-то знаком этот человек?
- Это известный композитор и руководитель Кубанского
казачьего хора Виктор Гаврилович
Захарченко.
Виктор Захарченко родился 22 марта
Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С
младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много —
песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда
горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с
ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17
годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и
даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы
Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не
допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И
тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем
музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он
пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за
полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников.
Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив
училище, он поступил в
консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре.
Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года
выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.
Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его
вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями,
В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной
премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.
- Кого и что прославляет в своих песнях кубанский
композитор? (красоту родного края, человека-труженика, воина-защитника)
В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в
которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой
Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих
песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться,
но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песни.
Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора.
2. Знакомство с Кубанским казачьим
хором.
Рассматривание фотографии
хора.
Лишь запоёт кубанский хор
В лихих кубанках и черкесках,
Я вижу дедов дом и двор,
За ними даль в пшеничных
всплесках...
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснёт казачий танец,
Как будто солнце из-за гор
Всё сразу над Кубанью
встанет...
Лишь запоёт кубанский хор
Понятно всем его наречье,
И шире степи, выше гор
душа бывает человечья...
Вадим Неподоба
Казаки
всегда любили песню, она сопровождала их в труде и в военном походе. В 1811 год
был создан Войсковой певческий хор, который
украшал своим пением казачьи праздники и церковные богослужения. Современный
Кубанский казачий хор радует земляков и жителей зарубежных стран не только
звонкими песнями, но и лихими плясками.
Наш Кубанский хор казачий -
он известен всей земле!
За границей ждут с ним встречи,
ждут с ним встречи и в Кремле.
Голоса, костюмы, танцы -
земляков мы узнаём!
Не как все поют кубанцы -
по-казачьи, о своём.
Помогая возродиться
песням предков удалых,
ищут песни по станицам,
С
хуторов привозят их.
3. Работа с пословицами и поговорками.
«Где труд, там и песня» - говорили в старину.
Кубань – родина свободолюбивых и трудолюбивых людей. На Кубани слились воедино две богатейшие
культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга. Такое
объединение культур породило множество песен. Песня – душа народа. О песнях
народ придумал пословицы и поговорки. Как вы их понимаете?
-
Беседа коротает дорогу – песня работу.
- Из песни слова не выкинешь.
- Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.
- Песня казаку - подруга в
походе.
- Колы казаки спивають,
ворогы — плачуть.
- На Кубани и камень казакам
подпевает.
Пословица - не зря молвится.
Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых жизненных
ситуациях.
- А задумывались ли вы над
тем, как рождается песня?
- А как рождается мелодия и
почему она обладает такой удивительной силой?
- Кто пишет музыку песен?
(композитор)
А каких кубанских
композиторов вы еще знаете?
-
Какие песни поют у нас на Кубани?
Русские
и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только
выражают мечты и думы, создавших их людей, но и служат документами истории.
Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора
Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.
И
действительно, песня может многому научить. В песнях — душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова, а
народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в
песне собираются вместе разные виды искусства.
Стоит
вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите
плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей
пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой
истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.
Кубань, Кубань — души моей
отрада,
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не
надо,
Твоя бы песня в вышине плыла.
- А какие песни поют ваши
родители?
- Какие песни вы любите?
-
Постарайтесь определить характер песни и в какие моменты жизни поют их казаки.
(прослушивание песни Кубанского
казачьего хора + видео).
-
Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня?
-
Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)
4.Творческая работа.
- Нарисуйте всё, что вам
запомнилось, что вам представлялось, когда вы слушали песни в исполнении Кубанского
казачьего хора, композитора В.Г.
Захарченко.
IV. Итог урока.
Вопросы для закрепления:
- С творчеством
какого композитора мы сегодня познакомились на уроке.
- Кого и что прославляет в
своих песнях автор?