ТЕМА УРОКА: «Виктор Гаврилович Захарченко и  Кубанский        казачий хор».

 

Цели:

- Знакомство с биографией и  творчеством известного кубанского композитора, народного артиста России и Украины, профессора, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко.

- Расширение кругозора учащихся.

- Развитие интереса к кубанскому народному творчеству; умения видеть прекрасное рядом с собой;

- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися  людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

 

Оборудование: Мультимедийная презентация, фотографии реалистических кубанских пейзажей,  аудиозаписи кубанских песен, краски и альбомные листы.

 

Ход урока.

I. Организационный момент и мотивация на урок.

 

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен —

Край наш Краснодарский.

 

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя —

Их колыбель Кубань качала.

 

Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди.

Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои — главный корень,

Основа жизни на земле.

 

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о человеке, кто  Кубань нашу прославил на век, кто делает нашу жизнь прекрасной.

Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.

На священной горе Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини памяти Мнемоcины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.

Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Тем, кого полюбили музы, и есть В.Г. Захарченко.

 

III. Изучение нового.

1. Знакомство с биографией и творчеством В.Г. Захарченко.

Учитель: Мне хочется познакомить вас с этим замечательным человеком.

 Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

- Может быть, кому-то знаком этот человек?

- Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

- Кого и что прославляет в своих песнях кубанский композитор? (красоту родного края, человека-труженика, воина-защитника)

В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песни. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора.

2. Знакомство с Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.

 

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках...

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет...

Лишь запоёт кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

душа бывает человечья...

                  Вадим Неподоба

Казаки всегда любили песню, она сопровождала их в труде и в военном походе. В 1811 год был создан Войсковой певческий хор, который украшал своим пением казачьи праздники и церковные богослужения. Современный Кубанский казачий хор радует зем­ляков и жителей зарубеж­ных стран не только звон­кими песнями, но и лихими плясками.

 

Наш Кубанский хор казачий -

он известен всей земле!

За границей ждут с ним встречи,

ждут с ним встречи и в Кремле.

Голоса, костюмы, танцы -

земляков мы узнаём!

Не как все поют кубанцы -

по-казачьи, о своём.

Помогая возродиться

песням предков удалых,

ищут песни по станицам,

С хуторов привозят их.

 

3. Работа с пословицами и поговорками.

 «Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань – родина свободолюбивых и трудолюбивых людей. На  Кубани слились воедино две богатейшие культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга. Такое объединение культур породило множество песен. Песня – душа народа. О песнях народ придумал пословицы и поговорки. Как вы их понимаете?

- Беседа коротает дорогу – песня работу.

- Из песни слова не выкинешь.

- Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.

- Песня казаку - подруга в походе.

- Колы казаки спивають, ворогы — плачуть.

- На Кубани и камень казакам подпевает.

 

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

- А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

- А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

- Кто пишет музыку песен? (композитор)

А каких кубанских композиторов вы еще знаете?

 

- Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы, создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.

И действительно, песня может многому научить. В песнях — душа народа,  в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

 

Кубань, Кубань — души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

 

- А какие песни поют ваши родители?

- Какие песни вы любите?

 

 

 

- Постарайтесь определить характер песни и в какие моменты жизни поют их казаки.

(прослушивание песни Кубанского казачьего хора + видео).

- Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня?

- Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)

 

4.Творческая работа.

- Нарисуйте всё, что вам запомнилось, что вам представлялось, когда вы слушали песни в исполнении Кубанского казачьего хора,  композитора В.Г. Захарченко.

IV. Итог урока.

Вопросы для закрепления:

- С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились на уроке.

- Кого и что прославляет в своих песнях автор?

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz