ПРОГРАММА

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ»  

В МОУ СОШ № 11 СТ. ХОПЕРСКОЙ

НА 2008-2012 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

 

1. Паспорт

 

 

Наименование программы              -

школьная программа «Повышение качества образования учащихся» в МОУ СОШ № 11 ст. Хопёрской на 2008-2012 учебные годы (далее – Программа)

Основание для разработки     Программы                                         -

1.  Конвенция о правах ребенка.

2.  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3.  Закон РФ «Об образовании».

4.  Закон Краснодарского края «Об образовании» от 29 декабря 2004 года № 828-КЗ.

5.  Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.

6.  Районная целевая программа «Развитие образования в Тихорецком районе на 2006-2010 годы».

 

Заказчик Программы                     -

отдел образования администрации муниципального образования Тихорецкий район

Разработчик Программы               -

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 станицы Хоперской

Основные исполнители мероприятий Программы               -

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 станицы Хоперской

Цели Программы                              -

 

 

 

-

 

 

 

-

 

-

 

 

-

 

-

 

Повышение мотивации обучения, саморазвития, социальной активности, самостоятельности в принятии решений на создание условий для самоопределения и развития школьника.

Разработка методик, позволяющих исследовать уровень развития личности, выявлять степень проявления интеллектуального и творческого потенциала школьников и развивать эти качества.

Отработка методик, способствующих развитию индивидуальных способностей школьников.

Выработка единого подхода в использовании новых педагогических технологий с учетом возрастных особенностей учащихся.

Повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива, развитие личности учителя.

Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка, на основе корректировки процесса к запросам социальной среды.

 

Задачи Программы                           -

 

-

 

 

-

 

 

-

 

-

 

-

 

-

 

Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения.

Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном пространстве посредством внедрения вариативных программ и т.д.

Поиск, апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в условиях предпрофильного обучения.

Разработка и описание методики организации учебного исследования и проектирования учащимися 7-11 классов.

Апробация новых способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.

Внедрение новых способов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.

Создание банка диагностического материала изучения личности ребенка.

Сроки реализации                             -

 Программы                                      

2008 – 2012 годы

Организация контроля за исполнением Программы                -

Отдел образования администрации муниципального образования Тихорецкий район

 

2. Краткая аннотация Программы

 

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:

·              личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие;

·              гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.

 

 

 

3. Организация и контроль за выполнением Программы

 

Координация и контроль за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой, Советом школы:

- анализируют ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносят предложения на педагогический совет по его корректировки;

- осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

- осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и учащихся.

Администрация школы ежегодно проводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.

 

4. Материально-техническая база

 

Развитие материально-технической базы школы будет осуществляться в соответствии с системой стандартов образования и нормативами их обеспечения. Для развития материально-технической базы предполагается:

- обновление учебно-материальной базы (оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы);

- расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении школой, развитие общественно-гражданских форм управления;

- оснащение оборудованием и компьютерной техникой кабинетов физики, химии, биологии, русского языка и литературы, математики и т.д.;

- оснащение спортивной площадки и спортивного зала;

- разработка проекта «Школьная библиотека – медиатека», предусматривающего расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся;

- оснащение кабинетов начальной школы современным оборудованием;

- мебель для школьного музея;

- костюмы для хореографического, театрального, музыкального творчества детей.

 

5. Объемы и источники финансирования Программы

 

Финансирование Программы осуществляется:

- за счет средств бюджета (федерального, регионального, муниципального – 80 %;

- за счет внебюджетных источников (спонсорской и благотворительной помощи) – 20 %.

 

6. Ожидаемые результаты

 

Создание системы психолого-педагогической диагностики и контроля за развитием детей, за повышением качества образования.

Создание дидактическо - методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся.

Создание комплекта документов по диагностике и развитию личности учащегося, его возможностей и способностей.

Повысить качество образования в 2007-2008 учебном году на 5 %.

Повысить качество образования в 2008-2009 учебном году на 8 %.

Повысить качество образования в 2009-2010 учебном году на 12 %.

Повысить качество образования в 2010-2011 учебном году на 15 %.

Повысить качество образования в 2011-2012 учебном году на 18 %.

 

 

7. Этапы реализации Программы

 

· 1-й этап – разработка программы, создание условий, необходимых для разработки и освоения программы по развитию учебного потенциала школьников;

· 2-й этап – работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей школьников, развитию их, создание банка данных по данной проблеме;

· 3-й этап – анализ деятельности по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.

 

Циклограмма четырехлетнего периода.

 

Этапы Программы

Компоненты совместной деятельности

Содержательная характеристика компонентов деятельности

I этап

«Проектно-мобилизационный 2007-2008 учебный год»

1. разработка Программы повышения качества образования.

1. Анализ социального заказа школе (анкетирование родителей, учащихся).

2. Выявление противоречий между требованиями социального заказа и результатами учебно-воспитательного процесса.

3. Постановка целей и ее конкретизация

4. Разработка мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов.

2. Создание условий необходимых для разработки и освоения Программы.

1. Овладение методами изучения личности ребенка, выявление потенциала школьников.

2. Кадровое обеспечение эксперимента.

3. Разработка необходимого учебно-методического комплекса.

II этап

«Профессионально-поисковый

2008-2011 г.г

 

 

1. Работа по изучению личности ребенка, выявлению способностей школьников всех возрастных групп.

1. Выявление способностей школьников на первой ступени обучения.

2. Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей школьников.

3. Диагностика профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов.

4. Выявление творческих способностей учащихся из классов выравнивания.

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников всех возрастных групп, повышение качества обучения и образования.

1. Разработка программ подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня.

2. Совершенствование работы предметных кружков, факультативов, проведение предметных недель.

3. Совершенствование работы групп продленного дня.

4. Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов.

5. Создание групп интенсивного обучения для «потенциально-одаренных» детей.

6. Индивидуальные занятия по адаптированной для конкретного ученика программе.

7. Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни.

8. Создание программ исследовательской деятельности по профильным дисциплинам, предусматривающим групповые и индивидуальные занятия.

9. Развитие сети дополнительного образования.

10. Совершенствование профильной дифференциации.

 

3. Создание банка данных по вопросам реализации Программы

III этап

«Рефлексивно-обобщающий 2011-2012 учебный год»

1. Анализ деятельности по реализации целей и задач Программы, оценка ее результативности, оформление результатов.

1. Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы.

2. Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами.

3. Подведение итогов на педагогическом совете школы.

4. Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы.

5. Отчет по реализации Программы.

 

 

План качества образования  в МОУ СОШ № 11 ст. Хоперской

 

п/п

Направление деятельности

Цели, задачи

Ожидаемый результат

Ответственные

1

Программа развития школы, принятие ее всеми членами педагогического коллектива и ее реализации

Обеспечение доступности качественного общего образования, повышение эффективности использования средств, вкладываемых в образование, повышение качества образовательного процесса на основе индивидуальной работы с его участниками

- повышение качества общего образования;

- улучшение условий для формирования здорового образа жизни у педагогического коллектива, школьников и родителей;

- увеличение оснащенности школьной библиотеки, информационной литературы;

- - улучшение оснащенности компьютерной техникой, своевременным учебно-лабораторным и демонстрационным оборудованием;

- улучшение материально-технической базы общеобразовательного учреждения;

- переход на нормативно-подушевое финансирование.

Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

Моисеенко  Г.С., зам. директора школы по ВР

Учителя-предметники

Классные руководители

Нестерова Е.В., педагог-психолог

Уманчук А.В., соц.педагог

Ковалева В.С., фельдшер школы

2

Распределение обязанностей и полномочий в системе управления качеством образования для достижения поставленных целей и решения задач

 

Достижение необходимого информационного обеспечения, педагогического анализа, планировании, организацию, контроль и регулирование всей образовательной деятельности школы

Должностные обязанности

Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11

3

Проведение педагогическо-психологического, медицинского и социального мониторинга.

Мониторинг качества  образования – один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для  планирования работы школы и каждого учителя по развитию творческих способностей учащихся

 

 

 

 

1. Выявить уровень усвоения темы, раздела, учебного предмета и рассмотреть динамику его усвоения от ступени к ступени.

2. Определить типичнее ошибки в знаниях, умениях учащихся по предмету и проследить влияние данных ошибок на результативность обучения на последующих ступенях.

3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на уровень обученности учащихся.

4. Определить типологию профессиональных проблем учителей и на этой основе организовать их психолого-педагогическое сопровождение (методическую помощь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по курсам основных предметов на том или ином этапе обучения и объективной  сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам по классам, по школе и в динамике за несколько лет, повышение уровня обученности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем.

 

Отслеживание уровня качественной успеваемости по предметам, результатов государственных экзаменов, успешности внеурочной деятельности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний.

Систематическая диагностика и оценка конечных результатов образовательной деятельности по теме, разделу, предмету.

Методический совет

Заседание ШМО, педагогический совет

Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

 

3.1.

Мониторинг учебного процесса состоящий из 3 блоков:

1. «Общая и качественная успеваемость».

Проведение календарного и долгосрочного (систематического) мониторинга.

Анализ текущего  учебного процесса и подготовка отчетной документации, анализ динамики успеваемости воспитанников школы. Проведение мониторинга по классам, ступеням обучения и по школе;

 

- Сбор, обработка представление информации по классу. Составление карты успеваемости класса по текущему учебному году с использованием четвертных, полугодовых, итоговых и экзаменационных оценок. Составление таблиц, графиков успеваемости по четвертям, полугодиям, году. Обсуждение полученной информации на классных часах, родительских собраниях и сдача ее зам. директора школы по УВР для анализа и принятия решений. Классный руководитель начальной школы передает карту успеваемости класса новому классному руководителю;

 

 

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классные руководители 2-11 кл.

2. «Уровень обученности учащихся по отдельным предметам».

Регулярное отслеживание усвоения учащимися  знаний и умений в 1-4 кл., 5-9 кл., 10-11 кл. Проведение систематического мониторинга обученности по предметам: математике, русскому языку, биологии, химии, географии, истории России, обществознанию, физике

 

 

 

 

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

Председатели ШМО

Учителя-предметники

3. «Качество знаний учащихся».

- отслеживание качественной успеваемости по предметам;

- отслеживание качественной успеваемости по классам;

- результативность государственных экзаменов.

Мониторинг по этому направлению проводится по учебному году  и за несколько лет в динамике на основании экзаменационных протоколов и анализа результативности проведения экзаменов.

 

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

Учителя-предметники

Классные руководители

Председатели ШМО

 

4

Постоянное развитие профессиональной компетентности учителя

Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, т.е. всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители).

Курсы повышения квалификации, семинары, ШМО, родительские собрания.

Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

Классные руководители

5

Наличие в школе «копилки» передового опыта педагогов

Раскрытие конкретного опыта работы по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем и руководителем школы, социумом.

Методический совет

ШМО

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

Учителя-предметники

 

6

Применение в процессе обучения информационных технологий

Совершенствование методической системы обучения общеобразовательных предметов. Обучение школьников умению добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее; осуществлять исследовательскую деятельность.

Умелое применение школьниками информационных технологий, компьютерных программ, которые в наибольшей степени интересны им и позволяют осознать собственный успех или ликвидировать недоработки

Методический совет

ШМО

Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

Учителя-предметники

7

Работа школы  по проблеме: «формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения»

Цель: формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.

Задачи:

1. Применение активных форм обучения. Использование творческих заданий в обучении учащихся.

2. Внедрение новых педагогических технологий.

3. Постоянное положительное эмоциональное подкрепление, продвижение учащихся вперед в изучении учебных дисциплин, в развитии интеллекта обучаемых

Педагогический совет

Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР

Попова Е.В., библиотекарь школы

Учителя-предметники

Классные руководители

Нестерова Е.В., педагог-психолог

Уманчук А.В., соц.педагог

 

Работа  учителей-предметников школы с учащимися по повышению качества образования:

 

а) Годовая циклограмма работы учащимися по повышению их уровня обученности

 

Месяц

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы

 

Прогнозируемый результат

Август

Наличие учащихся, оставленных на осенние испытания

Консультирование учащихся. Проведение осенней аттестации.

Устранение неуспеваемости.

Сентябрь

Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе

Работа по усвоению различных алгоритмов и памяток. Беседы по организации режима подготовки д/з. Своевременный контроль ЗУН.

Активизация мотивации обучения. Безболезненное привыкание детей к учебному труду.

Октябрь

Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся, в том числе и по новым предметам.

Проведение консультаций для учащихся, имеющих пробелы  и испытывающих трудности в освоении отдельных тем, в том числе и по новым предметам.

Устранение пробелов, ликвидация трудностей в освоении тем. Привыкание к обучению новым предметам.

Ноябрь

Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией в I полугодии

Индивидуальная работа с учащимися. Оптимальное использование ШК.

Значительное повышение уровня обученности в I полугодии по сравнению с предыдущими годами в данной параллели.

Декабрь

Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам полугодия

Формирование групп взаимной помощи из учащихся. Работа, в рамках ШК по консультированию пробелов и трудностей. Поощрение хороших учащихся за помощь отстающим.

Повышение мотивации учения у слабоуспевающих.  Ликвидация пробелов. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся.

Январь

Недостаточное внимание к учащимся, успешно справляющимся с учебой

Деятельность НОШ. Проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов.

Возрастание престижа знаний в детском коллективе

Февраль

Возможная неблагоприятная оценочная ситуация отдельных учащихся в связи с предстоящей четвертной аттестацией

Влияние групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией. Постановка задачи «исправления» текущих оценок. Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания

Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Снижение количества неуспевающих учащихся и учащихся, успевающих с одной «3»

Март

Наличие большого числа учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок

Подвижные перемены. Анализ объема д/з. День здоровья

Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся

Апрель

Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год

Организация текущего повторения материала, пройденного за год

Восстановление в памяти учащихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала

Май

Проблема успешного проведения годовой и итоговой аттестации

Знакомство учащихся с нормами и правилами аттестации, продолжение повторения, тренировочные и контрольные работы

Четко организовывается успешная годовая аттестация

Июнь

Проблема итоговой аттестации, проблема занятий с детьми, оставленными на осень

Консультирование учащихся, в том числе и по практическому содержанию экзаменов. Организация индивидуальных занятий с «осенниками»

Успешно сданные выпускные экзамены. Качественная подготовка к осенним испытаниям

 

б) Возрастная  циклограмма работы с учащимися по повышению их уровня обученности                                                                                                                    

 

Классы

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы

 

Прогнозируемый результат

1-е

Недостаточная адаптированность учащихся к обучению в школе

Занятия «Введение в школьную жизнь». Тренинги, игры, система поощрительных мер, усвоение школьных правил

Быстрое привыкание первоклассников к школе, повышение учебной мотивации

2-е

Наличие трудностей у отдельных учащихся

Индивидуальные занятия, усиленный контроль за деятельностью ученика

Своевременное устранение трудностей в учебе

3-и

Проблема перехода в среднюю школу. Проблема успешного выпуска

Знакомство с режимом работы в средней школе и с будущими учителями. Индивидуальная работа с детьми по ликвидации пробелов и улучшению успеваемости

Более безболезненное привыкание к учебе в будущем году. Хороший результат по итоговой аттестации в 1-й ступени

5-е

Проблема преемственности при переходе из 1-й во 2-ю ступень обучения

Повышенное внимание к учащимся. Сбор информации от испытываемых трудностях. Строгое соблюдение режима организации контрольных работ. Создание ситуации успеха в учебе

Быстрое и безболезненное привыкание пятиклассников к учебе

6-е

Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации

Организация щадящего режима в начале изучения школьных предметов. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др.

Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся

7-е

Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации

Организация щадящего режима в начале изучения новых предметов. Разработка комплексных мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др.

Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся

8-е

Накопление пробелов знаний у отдельных учащихся. Снижение престижа активной познавательной деятельности

Организация системы индивидуальных консультаций со слабоуспевающими в рамках ШК

Увеличение числа хороших учащихся либо сохранение их числа постоянным

9-е

Проблема успешной итоговой аттестации

Организация планомерной подготовки к экзаменам: уроков повторения, практических занятий, консультаций

Четкая и успешная сдача экзаменов

10-е

Проблема привыкания учащихся к условиям обучения в 3-й ступени

Разумное планирование объема д/з. Беседы по организации режима д/з. Сбор информации о трудностях в учебе. Консультирование учащихся

Быстрое и безболезненное привыкание 10-классников к обучению в 3-й ступени

11-е

Проблема подготовки к итоговой аттестации. Проблема успешной аттестации

Своевременная информация о порядке аттестации. Занятия по повторению учебного материала. Консультирование, практические занятия

Успешное завершение учащимися обучения в школе

 

в) Работа учителей школы с родителями по повышению качества образования учащихся.

 

Месяц

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы

 

Ожидаемый результат

Август

Наличие учеников, оставленных на осень

Индивидуальная работа: беседа с родителями по поводу подготовки к осенним испытаниям

Благоприятный результат осенних испытаний

Сентябрь

Недостаточная адаптированность учащихся к началу занятий

Проведение родительских собраний, знакомство с новыми учителями

Четкость в организации режима занятий, привыкание учащихся к учебному году

Октябрь

Появление у учащихся неудовлетворенности оценок и оценок ниже обычного уровня знаний

Индивидуальные встречи с родителями, посещение семей, проведение бесед по контролю знаний и помощи в выполнении д/з

Определенная мера «исправления» неудовлетворительных и нежелательных оценок

Ноябрь

Необходимость знакомства родителей с морально-психологическим климатом класса и состоянием воспитательной работы

Родительское собрание по этим проблемам

Некоторое «потепление» морально-психологического климата класса, активизация деятельности родителей по проведению воспитательных мероприятий

Декабрь

Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия

Оперативная связь с родителями посредством контроля за дневниками, индивидуальная работа с родителями

Более пристальное внимание родителей к успеваемости детей. Знакомство родителей с общей картиной успеваемости, повышение родительской мотивации к контролю за успеваемостью

Январь

Наличие у отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости

Индивидуальные беседы учителя с родителями и детьми о способах повышения успеваемости. Выработка программы выравнивания

Работа указанных учащихся по программе выравнивания совместно с родителями под контролем учителя

Февраль

Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок

Проведение родительского собрания (О мерах по улучшению итогов III четверти»

Исправление учениками неудовлетворительных и нежелательных четвертных оценок

Март

Наличие неуспевающих

Индивидуальные собеседования с родителями и учащимися, выработка программы помощи родителей под контролем учителя

Повышение уровня знаний указанных учащихся, ликвидация пробелов

Апрель

Недостаточное знание родителями специфики работы учителей

Проведение недели открытых уроков для родителей

Более осмысленное представление родителей о деятельности учителей, проблемах учащихся

Май

Проблема организации окончания учебного года и итоговой аттестации

Проведение заседания родительских комитетов по поводу организационного окончания учебного года, родительские собрания

Организация награждения и поощрения как можно большего числа учащихся за учебный год, организация помощи родителей в проведении экзаменов

Июнь

Проблема организации летних занятий с отстающими

Проведение индивидуальных бесед с родителями об организации летних занятий с детьми

Положительная оценка на осенних экзаменах

 

 

Хостинг от uCoz