ПРОГРАММА
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ»
В МОУ СОШ № 11 СТ. ХОПЕРСКОЙ
НА 2008-2012 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
1. Паспорт
Наименование программы - |
школьная программа «Повышение
качества образования учащихся» в МОУ СОШ № 11 ст. Хопёрской на 2008-2012 учебные
годы (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы - |
1. Конвенция о правах ребенка. 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». 3. Закон РФ «Об образовании». 4. Закон Краснодарского края «Об образовании» от 29
декабря 2004 года № 828-КЗ. 5. Концепция модернизации российского образования на
период 2010 года. 6. Районная целевая программа «Развитие образования в Тихорецком районе на 2006-2010 годы». |
Заказчик Программы - |
отдел образования администрации муниципального
образования Тихорецкий район |
Разработчик Программы - |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 11 станицы Хоперской |
Основные исполнители мероприятий Программы - |
Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 станицы
Хоперской |
Цели Программы - - - - - - |
Повышение мотивации обучения, саморазвития,
социальной активности, самостоятельности в принятии решений на создание
условий для самоопределения и развития школьника. Разработка методик, позволяющих исследовать уровень
развития личности, выявлять степень проявления интеллектуального и
творческого потенциала школьников и развивать эти качества. Отработка методик, способствующих развитию
индивидуальных способностей школьников. Выработка единого подхода в использовании новых
педагогических технологий с учетом возрастных особенностей учащихся. Повышение профессиональной компетенции
педагогического коллектива, развитие личности учителя. Создание условий для удовлетворения образовательных
потребностей ребенка, на основе корректировки процесса к запросам социальной
среды. |
Задачи Программы - - - - - - - |
Внедрение
технологий дифференцированного и развивающего обучения. Создание
условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном
пространстве посредством внедрения вариативных программ и т.д. Поиск,
апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в
условиях предпрофильного обучения. Разработка
и описание методики организации учебного исследования и проектирования
учащимися 7-11 классов. Апробация
новых способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы. Внедрение
новых способов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников. Создание
банка диагностического материала изучения личности ребенка. |
Сроки реализации - Программы |
2008
– 2012 годы |
Организация контроля за
исполнением Программы
- |
Отдел
образования администрации муниципального образования Тихорецкий район |
2. Краткая
аннотация Программы
В процессе реализации Программы в рамках
деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая
всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и
факторы процесса обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:
·
личность
участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), её
самооценка, развитие;
·
гуманизм как
основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.
3. Организация и контроль за
выполнением Программы
Координация и контроль
за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой,
Советом школы:
- анализируют ход выполнения Программы,
действий по ее реализации и вносят предложения на педагогический совет по его
корректировки;
- осуществляют информационное и
методическое обеспечение реализации Программы;
- осуществляют тематический, текущий,
персональный и предупредительный контроль за деятельностью
учителей и учащихся.
Администрация школы ежегодно проводит
итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.
4. Материально-техническая база
Развитие материально-технической базы
школы будет осуществляться в соответствии с системой стандартов образования и
нормативами их обеспечения. Для развития материально-технической базы
предполагается:
- обновление учебно-материальной базы
(оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы);
- расширение социального партнерства и
использование следующих принципов в управлении школой, развитие
общественно-гражданских форм управления;
- оснащение оборудованием и компьютерной
техникой кабинетов физики, химии, биологии, русского языка и литературы,
математики и т.д.;
- оснащение спортивной площадки и
спортивного зала;
- разработка проекта «Школьная
библиотека – медиатека», предусматривающего
расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся;
- оснащение кабинетов начальной школы
современным оборудованием;
- мебель для школьного музея;
- костюмы для хореографического,
театрального, музыкального творчества детей.
5. Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется:
- за счет средств бюджета (федерального,
регионального, муниципального – 80 %;
- за счет внебюджетных источников
(спонсорской и благотворительной помощи) – 20 %.
6. Ожидаемые результаты
Создание системы психолого-педагогической
диагностики и контроля за развитием детей, за
повышением качества образования.
Создание дидактическо
- методической системы по формированию творческих и интеллектуальных
возможностей учащихся.
Создание комплекта документов по
диагностике и развитию личности учащегося, его возможностей и способностей.
Повысить качество образования в
2007-2008 учебном году на 5 %.
Повысить качество образования в
2008-2009 учебном году на 8 %.
Повысить качество образования в
2009-2010 учебном году на 12 %.
Повысить качество образования в
2010-2011 учебном году на 15 %.
Повысить качество образования в
2011-2012 учебном году на 18 %.
7. Этапы
реализации Программы
·
1-й этап –
разработка программы, создание условий, необходимых для разработки и освоения
программы по развитию учебного потенциала школьников;
·
2-й этап – работа
по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных
способностей школьников, развитию их, создание банка данных по данной проблеме;
·
3-й этап – анализ
деятельности по реализации задач Программы, оценка повышения качества
образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
Циклограмма четырехлетнего периода.
Этапы Программы |
Компоненты совместной
деятельности |
Содержательная
характеристика компонентов деятельности |
I этап «Проектно-мобилизационный
2007-2008 учебный год» |
1. разработка Программы
повышения качества образования. |
1. Анализ социального
заказа школе (анкетирование родителей, учащихся). 2. Выявление противоречий
между требованиями социального заказа и результатами учебно-воспитательного
процесса. 3. Постановка целей и ее
конкретизация 4. Разработка мероприятий
по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование
ожидаемых результатов. |
2. Создание условий
необходимых для разработки и освоения Программы. |
1. Овладение методами
изучения личности ребенка, выявление потенциала школьников. 2. Кадровое обеспечение
эксперимента. 3. Разработка необходимого
учебно-методического комплекса. |
|
II этап «Профессионально-поисковый 2008- |
1. Работа по изучению
личности ребенка, выявлению способностей школьников всех возрастных групп. |
1. Выявление способностей
школьников на первой ступени обучения. 2. Индивидуальная оценка
развития личности, возможностей и способностей школьников. 3. Диагностика
профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов. 4. Выявление творческих
способностей учащихся из классов выравнивания. |
2. Развитие творческих и
интеллектуальных способностей школьников всех возрастных групп, повышение
качества обучения и образования. |
1. Разработка программ
подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня. 2. Совершенствование работы
предметных кружков, факультативов, проведение предметных недель. 3. Совершенствование работы
групп продленного дня. 4. Проведение научно-практических
конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов. 5. Создание групп
интенсивного обучения для «потенциально-одаренных» детей. 6. Индивидуальные занятия
по адаптированной для конкретного ученика программе. 7. Привлечение учащихся к
занятиям в спортивных секциях, формирование у учащихся
установки на здоровый образ жизни. 8. Создание программ
исследовательской деятельности по профильным дисциплинам, предусматривающим
групповые и индивидуальные занятия. 9. Развитие сети дополнительного
образования. 10. Совершенствование
профильной дифференциации. |
|
|
3. Создание банка данных по
вопросам реализации Программы |
|
III этап «Рефлексивно-обобщающий
2011-2012 учебный год» |
1. Анализ деятельности по
реализации целей и задач Программы, оценка ее результативности, оформление
результатов. |
1. Обработка всех данных,
сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы. 2. Корректировка, обработка
Программы в соответствии с полученными результатами. 3. Подведение итогов на
педагогическом совете школы. 4. Обобщение и описание
хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы. 5. Отчет по реализации
Программы. |
План качества образования в МОУ СОШ № 11 ст. Хоперской
№ п/п |
Направление деятельности |
Цели, задачи |
Ожидаемый результат |
Ответственные |
1 |
Программа развития школы, принятие ее всеми членами педагогического коллектива и ее реализации |
Обеспечение доступности качественного общего образования, повышение эффективности использования средств, вкладываемых в образование, повышение качества образовательного процесса на основе индивидуальной работы с его участниками |
- повышение качества общего образования; - улучшение условий для формирования здорового образа жизни у педагогического коллектива, школьников и родителей; - увеличение оснащенности школьной библиотеки, информационной литературы; - - улучшение оснащенности компьютерной техникой, своевременным учебно-лабораторным и демонстрационным оборудованием; - улучшение материально-технической базы общеобразовательного учреждения; - переход на нормативно-подушевое финансирование. |
Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11 Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР Моисеенко Г.С., зам. директора школы по ВР Учителя-предметники Классные руководители Нестерова Е.В., педагог-психолог Уманчук А.В., соц.педагог Ковалева В.С., фельдшер школы |
2 |
Распределение обязанностей и полномочий в системе управления качеством образования для достижения поставленных целей и решения задач |
Достижение необходимого информационного обеспечения, педагогического анализа, планировании, организацию, контроль и регулирование всей образовательной деятельности школы |
Должностные обязанности |
Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11 |
3 |
Проведение педагогическо-психологического, медицинского и социального мониторинга. Мониторинг качества образования – один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы школы и каждого учителя по развитию творческих способностей учащихся |
1. Выявить уровень усвоения темы, раздела, учебного предмета и рассмотреть динамику его усвоения от ступени к ступени. 2. Определить типичнее ошибки в знаниях, умениях учащихся по предмету и проследить влияние данных ошибок на результативность обучения на последующих ступенях. 3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на уровень обученности учащихся. 4. Определить типологию профессиональных проблем учителей и на этой основе организовать их психолого-педагогическое сопровождение (методическую помощь). Обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по курсам основных предметов на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам по классам, по школе и в динамике за несколько лет, повышение уровня обученности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем. Отслеживание уровня качественной успеваемости по предметам, результатов государственных экзаменов, успешности внеурочной деятельности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний. |
Систематическая диагностика и оценка конечных результатов образовательной деятельности по теме, разделу, предмету. Методический совет Заседание ШМО, педагогический совет |
Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11 Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР |
3.1. |
Мониторинг учебного процесса состоящий из 3 блоков: 1. «Общая и качественная успеваемость». Проведение календарного и долгосрочного (систематического) мониторинга. Анализ текущего учебного процесса и подготовка отчетной документации, анализ динамики успеваемости воспитанников школы. Проведение мониторинга по классам, ступеням обучения и по школе; - Сбор, обработка представление информации по классу. Составление карты успеваемости класса по текущему учебному году с использованием четвертных, полугодовых, итоговых и экзаменационных оценок. Составление таблиц, графиков успеваемости по четвертям, полугодиям, году. Обсуждение полученной информации на классных часах, родительских собраниях и сдача ее зам. директора школы по УВР для анализа и принятия решений. Классный руководитель начальной школы передает карту успеваемости класса новому классному руководителю; |
Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР Классные руководители 2-11 кл. |
||
2. «Уровень
обученности учащихся по отдельным предметам». Регулярное отслеживание усвоения учащимися знаний и умений в 1-4 кл., 5-9 кл., 10-11 кл. Проведение систематического мониторинга обученности по предметам: математике, русскому языку, биологии, химии, географии, истории России, обществознанию, физике |
Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР Председатели ШМО Учителя-предметники |
|||
3. «Качество знаний
учащихся». - отслеживание качественной успеваемости по предметам; - отслеживание качественной успеваемости по классам; - результативность государственных экзаменов. Мониторинг по этому направлению проводится по учебному году и за несколько лет в динамике на основании экзаменационных протоколов и анализа результативности проведения экзаменов. |
Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР Учителя-предметники Классные руководители Председатели ШМО |
|||
4 |
Постоянное развитие профессиональной компетентности учителя |
Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, т.е. всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители). |
Курсы повышения квалификации, семинары, ШМО, родительские собрания. |
Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11 Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР Классные руководители |
5 |
Наличие в школе «копилки» передового опыта педагогов |
Раскрытие конкретного опыта работы по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем и руководителем школы, социумом. |
Методический совет ШМО |
Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР Учителя-предметники |
6 |
Применение в процессе обучения информационных технологий |
Совершенствование методической системы обучения общеобразовательных предметов. Обучение школьников умению добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее; осуществлять исследовательскую деятельность. Умелое применение школьниками информационных технологий, компьютерных программ, которые в наибольшей степени интересны им и позволяют осознать собственный успех или ликвидировать недоработки |
Методический совет ШМО |
Вишнякова В.Ф., директор СОШ № 11 Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР Учителя-предметники |
7 |
Работа школы по проблеме: «формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения» |
Цель: формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся. Задачи: 1. Применение активных форм обучения. Использование творческих заданий в обучении учащихся. 2. Внедрение новых педагогических технологий. 3. Постоянное положительное эмоциональное подкрепление, продвижение учащихся вперед в изучении учебных дисциплин, в развитии интеллекта обучаемых |
Педагогический совет |
Сапожникова Л.А., зам. директора школы по УВР Попова Е.В., библиотекарь школы Учителя-предметники Классные руководители Нестерова Е.В., педагог-психолог Уманчук А.В., соц.педагог |
Работа учителей-предметников школы с учащимися по
повышению качества образования:
а)
Годовая циклограмма работы учащимися по повышению их уровня обученности
Месяц |
Проблема и ее
причина |
Меры по устранению
проблемы |
Прогнозируемый
результат |
Август |
Наличие учащихся, оставленных на осенние испытания |
Консультирование учащихся. Проведение осенней аттестации. |
Устранение неуспеваемости. |
Сентябрь |
Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе |
Работа по усвоению различных алгоритмов и памяток. Беседы по организации режима подготовки д/з. Своевременный контроль ЗУН. |
Активизация мотивации обучения. Безболезненное привыкание детей к учебному труду. |
Октябрь |
Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся, в том числе и по новым предметам. |
Проведение консультаций для учащихся, имеющих пробелы и испытывающих трудности в освоении отдельных тем, в том числе и по новым предметам. |
Устранение пробелов, ликвидация трудностей в освоении тем. Привыкание к обучению новым предметам. |
Ноябрь |
Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией в I полугодии |
Индивидуальная работа с учащимися. Оптимальное использование ШК. |
Значительное повышение уровня обученности в I полугодии по сравнению с предыдущими годами в данной параллели. |
Декабрь |
Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам полугодия |
Формирование групп взаимной помощи из учащихся. Работа, в рамках ШК по консультированию пробелов и трудностей. Поощрение хороших учащихся за помощь отстающим. |
Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. Ликвидация пробелов. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся. |
Январь |
Недостаточное внимание к учащимся, успешно справляющимся с учебой |
Деятельность НОШ. Проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов. |
Возрастание престижа знаний в детском коллективе |
Февраль |
Возможная неблагоприятная оценочная ситуация отдельных учащихся в связи с предстоящей четвертной аттестацией |
Влияние групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией. Постановка задачи «исправления» текущих оценок. Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания |
Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Снижение количества неуспевающих учащихся и учащихся, успевающих с одной «3» |
Март |
Наличие большого числа учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок |
Подвижные перемены. Анализ объема д/з. День здоровья |
Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся |
Апрель |
Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год |
Организация текущего повторения материала, пройденного за год |
Восстановление в памяти учащихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала |
Май |
Проблема успешного проведения годовой и итоговой аттестации |
Знакомство учащихся с нормами и правилами аттестации, продолжение повторения, тренировочные и контрольные работы |
Четко организовывается успешная годовая аттестация |
Июнь |
Проблема итоговой аттестации, проблема занятий с детьми, оставленными на осень |
Консультирование учащихся, в том числе и по практическому содержанию экзаменов. Организация индивидуальных занятий с «осенниками» |
Успешно сданные выпускные экзамены. Качественная подготовка к осенним испытаниям |
б) Возрастная
циклограмма работы с учащимися по повышению их уровня обученности
Классы |
Проблема и ее
причина |
Меры по устранению
проблемы |
Прогнозируемый
результат |
1-е |
Недостаточная адаптированность учащихся к обучению в школе |
Занятия «Введение в школьную жизнь». Тренинги, игры, система поощрительных мер, усвоение школьных правил |
Быстрое привыкание первоклассников к школе, повышение учебной мотивации |
2-е |
Наличие трудностей у отдельных учащихся |
Индивидуальные занятия, усиленный контроль за деятельностью ученика |
Своевременное устранение трудностей в учебе |
3-и |
Проблема перехода в среднюю школу. Проблема успешного выпуска |
Знакомство с режимом работы в средней школе и с будущими учителями. Индивидуальная работа с детьми по ликвидации пробелов и улучшению успеваемости |
Более безболезненное привыкание к учебе в будущем году. Хороший результат по итоговой аттестации в 1-й ступени |
5-е |
Проблема преемственности при переходе из 1-й во 2-ю ступень обучения |
Повышенное внимание к учащимся. Сбор информации от испытываемых трудностях. Строгое соблюдение режима организации контрольных работ. Создание ситуации успеха в учебе |
Быстрое и безболезненное привыкание пятиклассников к учебе |
6-е |
Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации |
Организация щадящего режима в начале изучения школьных предметов. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др. |
Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся |
7-е |
Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации |
Организация щадящего режима в начале изучения новых предметов. Разработка комплексных мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др. |
Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся |
8-е |
Накопление пробелов знаний у отдельных учащихся. Снижение престижа активной познавательной деятельности |
Организация системы индивидуальных консультаций со слабоуспевающими в рамках ШК |
Увеличение числа хороших учащихся либо сохранение их числа постоянным |
9-е |
Проблема успешной итоговой аттестации |
Организация планомерной подготовки к экзаменам: уроков повторения, практических занятий, консультаций |
Четкая и успешная сдача экзаменов |
10-е |
Проблема привыкания учащихся к условиям обучения в 3-й ступени |
Разумное планирование объема д/з. Беседы по организации режима д/з. Сбор информации о трудностях в учебе. Консультирование учащихся |
Быстрое и безболезненное привыкание 10-классников к обучению в 3-й ступени |
11-е |
Проблема подготовки к итоговой аттестации. Проблема успешной аттестации |
Своевременная информация о порядке аттестации. Занятия по повторению учебного материала. Консультирование, практические занятия |
Успешное завершение учащимися обучения в школе |
в)
Работа учителей школы с родителями по повышению качества образования учащихся.
Месяц |
Проблема и ее
причина |
Меры по устранению
проблемы |
Ожидаемый результат |
Август |
Наличие учеников, оставленных на осень |
Индивидуальная работа: беседа с родителями по поводу подготовки к осенним испытаниям |
Благоприятный результат осенних испытаний |
Сентябрь |
Недостаточная адаптированность учащихся к началу занятий |
Проведение родительских собраний, знакомство с новыми учителями |
Четкость в организации режима занятий, привыкание учащихся к учебному году |
Октябрь |
Появление у учащихся неудовлетворенности оценок и оценок ниже обычного уровня знаний |
Индивидуальные встречи с родителями, посещение семей, проведение бесед по контролю знаний и помощи в выполнении д/з |
Определенная мера «исправления» неудовлетворительных и нежелательных оценок |
Ноябрь |
Необходимость знакомства родителей с морально-психологическим климатом класса и состоянием воспитательной работы |
Родительское собрание по этим проблемам |
Некоторое «потепление» морально-психологического климата класса, активизация деятельности родителей по проведению воспитательных мероприятий |
Декабрь |
Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия |
Оперативная связь с родителями посредством контроля за дневниками, индивидуальная работа с родителями |
Более пристальное внимание родителей к успеваемости детей. Знакомство родителей с общей картиной успеваемости, повышение родительской мотивации к контролю за успеваемостью |
Январь |
Наличие у отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости |
Индивидуальные беседы учителя с родителями и детьми о способах повышения успеваемости. Выработка программы выравнивания |
Работа указанных учащихся по программе выравнивания совместно с родителями под контролем учителя |
Февраль |
Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок |
Проведение родительского собрания (О мерах по улучшению итогов III четверти» |
Исправление учениками неудовлетворительных и нежелательных четвертных оценок |
Март |
Наличие неуспевающих |
Индивидуальные собеседования с родителями и учащимися, выработка программы помощи родителей под контролем учителя |
Повышение уровня знаний указанных учащихся, ликвидация пробелов |
Апрель |
Недостаточное знание родителями специфики работы учителей |
Проведение недели открытых уроков для родителей |
Более осмысленное представление родителей о деятельности учителей, проблемах учащихся |
Май |
Проблема организации окончания учебного года и итоговой аттестации |
Проведение заседания родительских комитетов по поводу организационного окончания учебного года, родительские собрания |
Организация награждения и поощрения как можно большего числа учащихся за учебный год, организация помощи родителей в проведении экзаменов |
Июнь |
Проблема организации летних занятий с отстающими |
Проведение индивидуальных бесед с родителями об организации летних занятий с детьми |
Положительная оценка на осенних экзаменах |