Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

средняя общеобразовательная школа № 11

 

   Охраняя природу 
- 
охраняем Родину

 

Классный час в 6 классе

                                                                   

Классный руководитель

Ткачева Н.Е.

 

 

 

 

2009

 

Цель: воспитание эстетических чувств, уважения ко всему живому, осознанности своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

 

Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

     Ф. Жолио – Кюри

 

 

Учитель.  Ребята, прежде чем объявить тему нашего классного часа, прошу вас ответить на вопрос: о каких чудесах света вы знаете?

- Вы назвали достаточно много объектов, признанных чудесами света, но никто из вас не назвал самого главного чуда – планета Земля. Пока что это единственное место во Вселенной, где есть живые существа. И мы в том числе. И с самого своего появления человек был и остается очень сильно зависимым от природы-матушки. И пытается эту зависимость ослабить или убрать совсем. А получается, как всегда…

Аэродромы,

                      пирсы

                                 и перроны,

леса без птиц

                                                                      и земли без воды …

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Эти строки написал Роберт Рождественский.

Ученик. (стихи Р.Рождественского «Просьба»)

1.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!

 

Учитель. Возможно, вы думаете, что проблемы экологические появились недавно. Вы ошибаетесь, еще Ярослав мудрый запретил охоту на бобров, лебедей и некоторых других редких и красивых птиц и животных. Указ Петра I от 1718 г. предписывал (проекция на экран слов из Указа          )«преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и учиня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Прошли века. Человек все больше пользуется дарами природы и думает, что все безгранично, безмерно. Так ли это?

(демонстрация таблицы «Природные ресурсы» - расчет количества ресурсов.

А вот фотография. Внимательно посмотрите на нее. (Проекция на экран) Что вы скажете? Узнаете ? Привычный пейзаж? А почему так происходит? Что нужно делать?

C:\Documents and Settings\ученик\Рабочий стол\LastScanсвалка.jpg

Учитель. Ежегодно человек извлекает из земных недр около 200 млрд. тонн горных пород, сжигает более 9 млрд. тонн условного топлива, рассеивает на полях до 3 млрд. тонн пестицидов и т.п.

В результате антропогенной деятельности человека на земном шаре по данным Института Всемирного наблюдения происходит(проекция на экран):

* ежегодное уничтожение влажно-тропических лесов на площади 11 млн. гектаров;

* ежегодное возникновение на земном шаре антропогенных пустынь на площади около 6 млн. гектаров;

* ежегодная потеря 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель;

* повреждение в результате кислотных дождей леса на площади более 31 млн. гектаров.

Это в мире. А какие проблемы у нас в крае? (текст на экране, обращается внимание на самые важные проблемы, существующие у нас в станице)

Экологические проблемы, характерные для нашего края.

На основании информации, полученной государственными органами контроля о состоянии окружающей среды, определены экологические проблемы характерные для Краснодарского края. О них периодически сообщают средства массовой информации (СМИ). Схематично их можно представить следующим образом:

§        имеет место истощение рыбных запасов;

§        деградация водных объектов (обмеление, заиливание рек, протоков, исчезновение малых рек, заболачивание, зарастание лиманов и пр.);

§        эрозия берегов (размыв в районах населенных пунктов и сельхозугодий);

§        деградация особо важных природных объектов (разрушение природных ландшафтных памятников, национальных парков, исчезновение некоторых видов растений, животных и т.д.);

§        физическая деградация экосистем курортных районов (сокращение территорий, загрязнение пляжей, лечебных грязей, минеральных вод);

§        физическая деградация почв (ветровая, водная эрозия почв, сокращение площадей пастбищ, разрушение природной структуры обрабатываемых площадей, снижение плодородия почв, засоление, заболачивание и пр.);

§        сбросы городских запрещенных сточных вод (синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности, интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.);

§        свалки твердых бытовых отходов (пыль, дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.);

§        выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, пятиокиси ванадия (районы тепловых станций и др. объектов энергетики, возможность образования кислотных дождей и пр.);

§        загрязнение природной среды токсичными промышленными отходами (нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, станкостроительная, приборостроительная, фармацевтическая, пищевая промышленность и пр.);

§        радиоактивное загрязнение территории г. Краснодара

Ребята нашей школы несколько лет подряд «диагностировали» состояние воды в нашей реке Смирнова. И вот что выяснилось

(диаграмма на экране)

 

Давайте попробуем проанализировать эту диаграмму и сделать вывод.

 

Ученики. Стихотворение  В. Глебова «И только ахает Природа…».

 

1)                                                                                                Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

 И сокрушается Природа:

— Зачем все это, Человек?!

2.      Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

— А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

— Что натворил ты, Человек?!

3. Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

4. Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

— Да сын ли ты мне, Человек?

Чтобы как-то сохранить природные богатства, создаются биосферные заповедники. Посмотрите, например, кто охраняется в нашем Кавказском заповеднике (проецируются слайды о Кавказском заповеднике)

В одном из стихотворений М. Дудин пишет:

 

                                                     Берегите Землю!

                                                     Берегите

                                                     Жаворонка в голубом зените,

                                                     Бабочку на листьях повилики,

                                                     На тропинке солнечные блики…

                                                     Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

                                                     Небо в звездах, океан и сушу

                                                     И в бессмертье верящую душу, –

                                                     Всех судеб связующие нити.

                                                     Берегите Землю!

                                                     Берегите…

Учитель. Так для кого мы должны охранять природу?

А от кого мы должны её охранять?

Входя к себе в дом, мы снимаем обувь или хотя бы вытираем её, стараемся не занести сор в комнату. Мы стараемся не ссориться с близкими, друзьями. Мы стараемся все свое сберечь, а если, не дай Бог, что-то случится с нашим жилищем, мы поострим новый дом или найдем приют у соседей. А в общепланетном доме, который у нас один, и другого не построить, и к соседям не уйти, человек ведет себя как хулиган.

А теперь я попрошу вас ответить на вопросы анкеты (вопросы на экране)

Личностный тест.

(Попробуй оценить  свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь). 

Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и записать оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

Вопросы

Да

Нет

По-разному

1. Хорошо ли ты относишься к природе?

2

0

1

2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

1

0

1

3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

0

2

1

4. Заслуживают ли внимания явления природы?

1

0

2

5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно?

1

2

0

6. Все ли явления природы тебя интересуют?

0

1

2

7. Проявляется ли этот интерес в поступках?

1

2

0

8. Ценишь ли ты новизну в природе?

1

2

0

9. Влияет ли природа на твои переживания?

0

1

2

10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?

1

0

2

11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

0

2

1

12. Любишь ли ты читать  описания природы в книгах?

0

2

1

13. Влияет ли природа на твое поведение?

1

0

2

14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

2

0

1

15. Часто ли прогуливаешься среди природы?

1

2

0

16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

2

0

1

17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?

1

0

2

18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?

2

1

0

19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?

0

2

1

20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-й?

2

0

1

21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

0

2

1

22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

1

2

0

23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

2

0

1

24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

1

2

0

25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

1

0

2

      Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.

     От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

     От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.

 

Посмотрите  на две фотографии (проекция на экран). Как вы думаете, что на них ?

 

 

 

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\ученик\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\LastScanОренбург.jpg

 

C:\Documents and Settings\ученик\Рабочий стол\фото на 20апр 2009 года 006.jpg

На первый взгляд, это практически одна и та же местность с небольшими изменениями. А на самом деле вверху – это село Придолинное Тепилинского района Оренбургской области, а внизу – станица Хоперская, въезд на ул. Солнечную со стороны хутора Ленинского. Огромна наша Родина, но она общая для всех нас. Охраняя ее природу, мы охраняем себя, свою страну, свою Родину. И не важно, будем ли мы в Оренбурге или в своей станице. Родина у нас одна.

     ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интереснее, - начни выполнять конкретные действия по охране природы со своего двора, класса, улицы.

 1-й ученик: Есть просто храм,

                     Есть храм науки,

                     А есть еще природы храм-

                     С лесами, тянущими руки

                     Навстречу солнцу и ветрам.

                     Он свят в любые времена года,

                     Открыт для нас в жару и  стынь,

                     Входи сюда, будь сердцем чуток,

                     Не оскверняй его святынь.

2-й ученик: Утром солнышко встает,

                    Всех на улицу зовет.

                    Выхожу из дома я –

                    Здравствуй, Родина моя!

В разработке использованы материалы сайтов:

http://www.sval.21308s01.edusite.ru/

http://laptschool.narod.ru/Toporina1.htm

http://sch113.minsk.edu.by/

www.uroki.net

www.5ballov.ru

www.allbest.ru

http://festival1september.ru

http://wiki.schoolnet.by/Metodkabinet/

www.zaitseva-irina.ru

и литература:

Классные часы. 6 класс./Сост. З.А.Ефанова.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.

Фотографии  сделаны учащимися школы (Колесниковой Светланой, Логиновым Иваном) и учителем.  Диаграмма взята из исследовательской работы учащихся школы (Колесниковой С., Герасименко Е., Изотиковой Т).

 

 

 

 

Анализ анкет

 

Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы. – 2 человека

     От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным. – 4 человека

     От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее. – 7 человек

2 человека неправильно заполнили листы.

Итак, к 1 группе относятся 15 % учащихся класса, ко второй – 30%, к третьей – 54 %, то есть большая половина класса, к сожалению, пока что к природе почти равнодушна. Делайте выводы сами.

 

 

Хостинг от uCoz