Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Классный час в 6 классе
Классный руководитель
Ткачева Н.Е.
2009
Цель:
воспитание эстетических чувств, уважения ко всему живому, осознанности своей
моральной ответственности за судьбу родной земли, формирование экологической
культуры.
Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на
свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».
Ф. Жолио – Кюри
Учитель. Ребята,
прежде чем объявить тему нашего классного часа, прошу вас ответить на вопрос: о
каких чудесах света вы знаете?
- Вы назвали достаточно много объектов, признанных
чудесами света, но никто из вас не назвал самого главного чуда – планета Земля.
Пока что это единственное место во Вселенной, где есть живые существа. И мы в
том числе. И с самого своего появления человек был и остается очень сильно
зависимым от природы-матушки. И пытается эту зависимость ослабить или убрать
совсем. А получается, как всегда…
Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и
земли без воды …
Все меньше – окружающей природы.
Все
больше – окружающей среды.
Эти строки написал Роберт
Рождественский.
Ученик. (стихи Р.Рождественского «Просьба»)
1.
Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится. На траве кровавой вздрагивает птица. Птица, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля! Люди - исполины, люди - великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце, сердце человечье. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля! Люди - человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля!Учитель. Возможно, вы думаете, что проблемы экологические
появились недавно. Вы ошибаетесь, еще Ярослав мудрый запретил охоту на бобров,
лебедей и некоторых других редких и красивых птиц и животных. Указ Петра I от
Согласно
Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или
другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в
Сибирь…».
Прошли века. Человек все больше пользуется дарами природы и
думает, что все безгранично, безмерно. Так ли это?
(демонстрация таблицы «Природные ресурсы» -
расчет количества ресурсов.
А
вот фотография. Внимательно посмотрите на нее. (Проекция на экран) Что вы
скажете? Узнаете ? Привычный пейзаж? А почему так происходит? Что нужно делать?
Учитель. Ежегодно человек
извлекает из земных недр около 200 млрд. тонн горных пород, сжигает более 9
млрд. тонн условного топлива, рассеивает на полях до 3 млрд. тонн пестицидов и
т.п.
В
результате антропогенной деятельности человека на земном шаре по данным
Института Всемирного наблюдения происходит(проекция на экран):
*
ежегодное уничтожение влажно-тропических лесов на площади 11 млн. гектаров;
*
ежегодное возникновение на земном шаре антропогенных пустынь на площади около 6
млн. гектаров;
*
ежегодная потеря 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель;
*
повреждение в результате кислотных дождей леса на площади более 31 млн.
гектаров.
Это
в мире. А какие проблемы у нас в крае? (текст
на экране, обращается внимание на самые важные проблемы, существующие у нас
в станице)
Экологические
проблемы, характерные для нашего края.
На основании информации, полученной государственными органами контроля о состоянии окружающей среды, определены экологические проблемы характерные для Краснодарского края. О них периодически сообщают средства массовой информации (СМИ). Схематично их можно представить следующим образом:
§
имеет место истощение рыбных запасов;
§
деградация водных объектов (обмеление,
заиливание рек, протоков, исчезновение малых рек, заболачивание, зарастание
лиманов и пр.);
§
эрозия берегов (размыв в районах
населенных пунктов и сельхозугодий);
§
деградация особо важных природных
объектов (разрушение природных ландшафтных памятников, национальных парков,
исчезновение некоторых видов растений, животных и т.д.);
§
физическая деградация экосистем курортных
районов (сокращение территорий, загрязнение пляжей, лечебных грязей,
минеральных вод);
§
физическая деградация почв (ветровая,
водная эрозия почв, сокращение площадей пастбищ, разрушение природной структуры
обрабатываемых площадей, снижение плодородия почв, засоление, заболачивание и
пр.);
§
сбросы городских запрещенных сточных вод
(синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности,
интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.);
§
свалки твердых бытовых отходов (пыль,
дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.);
§
выбросы в атмосферу окислов углерода,
серы, пятиокиси ванадия (районы тепловых станций и
др. объектов энергетики, возможность образования кислотных дождей и пр.);
§
загрязнение природной среды токсичными
промышленными отходами (нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая,
станкостроительная, приборостроительная, фармацевтическая, пищевая
промышленность и пр.);
§
радиоактивное загрязнение территории г.
Краснодара
Ребята
нашей школы несколько лет подряд «диагностировали» состояние воды в нашей реке
Смирнова. И вот что выяснилось
(диаграмма
на экране)
Давайте
попробуем проанализировать эту диаграмму и сделать вывод.
Ученики. Стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…».
1)
Весна! Ручьи не
умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается
Природа:
— Зачем все это, Человек?!
2. Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
— А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
— Что натворил ты, Человек?!
3. Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
4. Наш разум стал Природе
игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
— Да сын ли ты мне, Человек?
Чтобы
как-то сохранить природные богатства, создаются биосферные заповедники.
Посмотрите, например, кто охраняется в нашем Кавказском заповеднике
(проецируются слайды о Кавказском заповеднике)
В
одном из стихотворений М. Дудин пишет:
Берегите
Землю!
Берегите
Жаворонка
в голубом зените,
Бабочку
на листьях повилики,
На
тропинке солнечные блики…
Берегите
молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо
в звездах, океан и сушу
И
в бессмертье верящую душу, –
Всех
судеб связующие нити.
Берегите
Землю!
Берегите…
Учитель.
Так для кого мы должны охранять природу?
А
от кого мы должны её охранять?
Входя
к себе в дом, мы снимаем обувь или хотя бы вытираем её, стараемся не занести
сор в комнату. Мы стараемся не ссориться с близкими, друзьями. Мы стараемся все
свое сберечь, а если, не дай Бог, что-то случится с нашим жилищем, мы поострим новый дом или найдем приют у соседей. А в общепланетном доме, который у нас один, и другого не
построить, и к соседям не уйти, человек ведет себя как хулиган.
А теперь я попрошу вас ответить на вопросы анкеты (вопросы
на экране)
Личностный тест.
(Попробуй оценить свое
отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его
осознаешь).
Задание:
прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и записать оценку
в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.
Вопросы |
Да |
Нет |
По-разному |
1.
Хорошо ли ты относишься к природе? |
2 |
0 |
1 |
2.
Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых? |
1 |
0 |
1 |
3. Всегда
ли ты бережешь красоту вокруг себя? |
0 |
2 |
1 |
4.
Заслуживают ли внимания явления природы? |
1 |
0 |
2 |
5.
Всегда ли ты относишься к природе внимательно? |
1 |
2 |
0 |
6.
Все ли явления природы тебя интересуют? |
0 |
1 |
2 |
7.
Проявляется ли этот интерес в поступках? |
1 |
2 |
0 |
8.
Ценишь ли ты новизну в природе? |
1 |
2 |
0 |
9.
Влияет ли природа на твои переживания? |
0 |
1 |
2 |
10.
Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления? |
1 |
0 |
2 |
11.
Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб? |
0 |
2 |
1 |
12.
Любишь ли ты читать описания природы в книгах? |
0 |
2 |
1 |
13.
Влияет ли природа на твое поведение? |
1 |
0 |
2 |
14.
Влияет ли окружающая природа на твои мысли? |
2 |
0 |
1 |
15.
Часто ли прогуливаешься среди природы? |
1 |
2 |
0 |
16.
Приходилось ли тебе чем-то вредить природе? |
2 |
0 |
1 |
17.
Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы? |
1 |
0 |
2 |
18.
Часто ли ты равнодушен к окружающей природе? |
2 |
1 |
0 |
19.
Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми
людьми, в младших классах? |
0 |
2 |
1 |
20.
Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-й? |
2 |
0 |
1 |
21.
Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками? |
0 |
2 |
1 |
22.
Знаешь ли музыкальные произведения, в которых
изображена природа? |
1 |
2 |
0 |
23.
Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе? |
2 |
0 |
1 |
24. Всегда
ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой? |
1 |
2 |
0 |
25.
Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой
природы? |
1 |
0 |
2 |
Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно
осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные
ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к
природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.
От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается
тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой
ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть
внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту
окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет
сделать твое отношение к природе более действенным.
От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить
природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже
продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она
влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое
отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.
Посмотрите на две
фотографии (проекция на экран). Как вы думаете, что на них ?
На первый взгляд, это практически одна и та же местность с
небольшими изменениями. А на самом деле вверху – это село Придолинное
Тепилинского района Оренбургской области, а внизу –
станица Хоперская, въезд на ул. Солнечную со стороны хутора
Ленинского. Огромна наша Родина, но она общая для всех нас. Охраняя ее природу,
мы охраняем себя, свою страну, свою Родину. И не важно, будем ли мы в Оренбурге
или в своей станице. Родина у нас одна.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь
усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни,
самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интереснее,
- начни выполнять конкретные действия по охране природы со своего двора,
класса, улицы.
1-й ученик: Есть просто
храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любые времена
года,
Открыт
для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2-й ученик: Утром солнышко
встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, Родина моя!
В разработке использованы
материалы сайтов:
http://www.sval.21308s01.edusite.ru/
http://laptschool.narod.ru/Toporina1.htm
http://wiki.schoolnet.by/Metodkabinet/
и литература:
Классные
часы. 6 класс./Сост. З.А.Ефанова.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
Фотографии
сделаны учащимися школы (Колесниковой
Светланой, Логиновым Иваном) и учителем. Диаграмма взята из исследовательской работы
учащихся школы (Колесниковой С., Герасименко Е., Изотиковой
Т).
Анализ анкет
Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы. – 2 человека
От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным. – 4 человека
От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить
природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже
продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она
влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое
отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее. – 7 человек
2 человека неправильно заполнили листы.
Итак, к 1 группе относятся 15 % учащихся класса, ко второй – 30%, к третьей – 54 %, то есть большая половина класса, к сожалению, пока что к природе почти равнодушна. Делайте выводы сами.