Ткачева Н.Е., учитель географии МОУ СОШ № 11 станицы Хоперской  Тихорецкого района Краснодарского края

Кубановедение

Тема урока: «Особенности природопользования».

 

 

Цели и задачи урока:

  1. обобщить знания о природных ресурсах, их использовании и тех изменениях в природе, которые возникают под влиянием деятельности человека, на примерах своей местности;
  2. повторить понятия «природопользование», «рациональное природопользование и устойчивое развитие», «экологические проблемы»;
  3. обучать методам исследования, учить делать «малые географические открытия» на уроках;
  4. определить природоохранные меры, необходимые в Тихорецком районе;
  5. совершенствовать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями и картами, выявлять закономерные связи «природа-человек».

 

Оборудование: карта Краснодарского края (физ.), карта Тихорецкого района (топографическая), атласы «Краснодарский  край и республика Адыгея», книга научно-популярных очерков «Тихорецкое краеведение. География, геология, естествоведение г. Тихорецка и Тихорецкого района», компьютер с мультимедийным проектором, фотографии, образцы лишайников, ряска.

 

Межпредметные связи: биология.

Ход урока.

 

I.                   Организационный момент. Объявление темы урока.

                 Девиз нашего сегодняшнего урока –

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять – и снова воплотить.

                                              М. Волошин

 

 

II.                Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

-         Что такое природные ресурсы?

-         Какие виды природных ресурсов по происхождению, исчерпаемости, использованию человеком вы знаете?

-               Что такое природопользование? (Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению и т.д.)

    Природопользование включает:

1)          извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство;

2)          использование и охрану природных условий среды жизни;

3)          сохранение и воспроизводство, рациональное изменение экологического равновесия природных систем биосферы.

 

-         Почему природные зоны точнее было бы назвать природно-хозяйственными?

-         Что входит в понятие «рациональное природопользование? Каковы направления рационального природопользования? (Природопользование считается рациональным, если оно не приводит к резкому изменению природно-ресурсного потенциала. Следовательно, оно будет рациональным, если человек найдёт разумное сочетание растущего воздействия на природу с заботой о ней, с охраной и всемерным воспроизводством природных условий и ресурсов. Направления рационального природопользования. Рациональное природопользование охватывает несколько взаимосвязанных направлений: охрану невозобновимых природных ресурсов, охрану живой природы, окружающей среды. Нерациональное природопользование – это такое воздействие человека (человечества) на природу, которое не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала. Нерациональное природопользование является причиной экологических кризисов и экологических катастроф.)

 

-         Какие природные ресурсы есть в Краснодарском крае? В Тихорецком районе? Какие из них используются? (Водные, минеральные и т.д.)

III.             Изучение нового материала.

 

Вводное слово учителя.

Тихорецкая земля прошла фантастически долгий путь развития – более 1390 млн. лет, прежде чем на ней всего около 5 тыс. лет назад появился человек кочевых племен Евразии. Менялись рельеф и климат, растения и животные, но это было связано с естественным развитием планеты и материка. Люди древнего мира и средних веков мало повлияли на природу челбасских степей, она в основном сохраняла свой видовой состав биоценоза и его основных частей – степей, лугов, байрачных лесков, водоемов.

С 1793 г. с приходом переселенцев в природе начались быстрые изменения. Всего за двести с небольшим лет степная целина превратилась в окультуренную степь, частично изменился рельеф, во многом – животный мир, почти полностью – состав растительности. Появились город, станицы, хутора, сеть дорог, мосты, дамбы газо- и нефтепроводы, линии электропередач. Природные крупные животные истреблены, средние сокращены до десятков, сотен единиц, мелкие вытеснены в относительно стабильные естественные ниши, многие виды исчезли. По численности ведущими стали домашние животные и те природные, которые сумели приспособиться к среде обитания человека. Свой природный видовой состав сохранила лишь растительность водоемов.

Задание: по картам атласа, тексту §5 (стр. 169) книги «Тихорецкое краеведение» определите, какие полезные ископаемые есть в нашей местности и как они использовались или используются в хозяйственной деятельности.

Задание: рассмотрите фотографии (на фотографиях – заброшенные карьеры на месте добычи глины на территории Хоперского сельского поселения. Показ либо через мультимедийный проектор, либо на каждой парте по экземпляру). Какие выводы вы можете сделать? (В результате использования месторождений кирпично-черепичных глин остались глубокие карьеры, занимающие большие площади, нарушен почвенный слой, эти земли изъяты из сельскохозяйственного использования, нужна рекультивация и т.д.)

Задание: по карте Тихорецкого района определите обеспеченность территории водными ресурсами. Перечислите реки района. Покажите их.

Задание: рассмотрите фотографии (на фотографиях – речные дамбы через р. Смирнова). Какие выводы вы можете сделать? (В результате строительства дамб скорость течения уменьшается, происходит заиление, поэтому питание реки подземными водами нарушается, происходит зарастание камышом, рогозом и т.д.)

Сообщение учащегося о почвах района и их использовании (по материалам §§ 13-16 книги «Тихорецкое краеведение»). (Задание дано на предыдущем уроке.)

 

IV.              Выполнение практического исследования.

Деятельность человека оказывает прямое влияние на все природные сообщества. Система регулярных наблюдений, оценка и прогноз изменений состояния экосистем под влиянием деятельности человека получила название мониторинга. Наблюдения за различными элементами природной среды проводятся по заранее подготовленной программе. Одно из звеньев мониторинга – лесной мониторинг. В его ходе проводятся наблюдения за состоянием различных компонентов сообщества – древостоем, состоянием подроста, лишайниками - не обязательно в лесу, но и в парках. Вы получили задание исследовать наш пришкольный парк. Я думаю, вы обратили внимание на стволы и ветви деревьев, камни, стены построек. Какие лишайники вы обнаружили?

Проверка практического домашнего задания.

Дети показывают зарисовки, фотографии или, в крайнем случае, образцы лишайников, рассказывают, в какой части парка, на каких деревьях они обнаружены.  (На деревьях в большом количестве растут накипные лишайники, очень много листоватых, изредка попадаются кустистые.)

Задание: используя  оценочную таблицу, определите степень чистоты воздуха на территории станицы. Сделайте вывод. (Используется мультимедийный проектор или таблицы на бумажных носителях.)

 

Степень загрязнения

Наличие или отсутствие лишайников

накипные

листоватые

кустистые

Отсутствует

 +

+

+

Слабое

 +

+

-

Среднее

 +

-

-

Сильное («лишайниковая пустыня»)

-

-

-

Можно использовать и другие таблицы, например, такую:

 

 

Степень загрязнения

Наличие лишайников

1

Слабое загрязнение

исчезают кустистые

2

Среднее загрязнение

исчезают листоватые и кустистые

3

Сильное загрязнение

«лишайниковая пустыня», исчезают накипные, листоватые и кустистые

 

Вывод, обобщение. Исходя из того, что в окрестностях школы на деревьях были обнаружены практически все виды лишайников, можно предположить, что состояние воздушной среды в станице отличное, мы дышим прекрасным воздухом, который надо сберечь.

 

О чистоте воды в реке можно судить по состоянию мелких водорослей – ряски.

 

Инструктаж по проведению исследования ряски.

 

Задание (работа в группах, каждая группа исследует 30-50 растений): определите % поврежденных растений (щитков) ряски из р. Смирнова, сделайте вывод о чистоте воды в этой реке – притоке р. Челбас.

 

Учитель и учащиеся-консультанты  помогают определить вид ряски.

 

Задание. Сравните полученные результаты с данными за прошлые годы. (Исследования проводились учащимися школы). Сделайте вывод: улучшается или ухудшается состояние воды в нашей реке.

(Используется мультимедийный проектор или таблицы на бумажных носителях.)

   

Результаты подсчетов растений семейства рясковых в пробах воды из реки Смирнова

 

        год

Число растений каждого вида

многокоренник обыкновенный

Ряска тройчатая

 

 

Ряска горбатая

 

 

Ряска малая

 

 

2004

-

76

       1

64

2005

59

66

75

-

2006

58

49

32

61

Количество поврежденных особей  в пробах

год

Число особей наиболее массового вида

Число особей с повреждениями

Абсолютное

Относительное (%)

2004

76

64

84

2005

75

47

62

2006

61

26

42

 

 

Беседа. Как вы думаете, почему вода в р. Смирнова загрязнена? Что можно сделать, чтобы уменьшить степень ее загрянения?

 

V.                 Первичное закрепление знаний.

 

-         Почему выделяются региональные проблемы природопользования? (Сосредоточение в отдельных регионах определенных природных ресурсов и проблема выбора использования того или иного ресурса.)

-         Каковы же негативные последствия хозяйственной деятельности человека в нашем районе?

-         Что такое экологические проблемы и почему они возникают? (Проблемы ухудшения условий жизни человека в результате взаимодействия человека и природы; воздействие человека на природу сверх допустимых возможностей.)

-         Предложите пути решения экологических проблем и проблем природопользования в нашем районе.

VI.              Итог урока.

Обобщение учителя

 

Географическая среда – среда обитания, производственной деятельности и отдыха человека. Длительная хозяйственная деятельность привела к значительным изменениям природной среды, многие из которых имеют крайне отрицательный характер как для природы, так и непосредственно для человека. Поэтому природопользование должно быть разумным, рациональным, то есть должно быть направлено на сохранение и приумножение природных богатств. Современные проблемы научно-технического прогресса и использования при этом природных ресурсов должны решаться без ущерба для будущих поколений, такое взаимодействие общества и природы называется устойчивым развитием. Достижение этой цели – задача всего мирового сообщества, но она никогда не будет достигнута, если каждый из нас на своем маленьком кусочке планеты не наведет порядок. Древние славяне считали, что трава – это волосы Матери-земли, их нельзя рвать с корнем, а можно только стричь – косить, водоемы – это глаза Матери-земли, нельзя бросать мусор в реки и озера.

 

Все тесно связано вокруг,

Примеры мы не станем множить.

Цветка ты не заденешь, друг,

Чтобы звезды не потревожить.

                                    Ф. Томсон.

 

Чтение стихотворений учащихся школ района о нашей земле. («Земля Тихорецкая» Кружелевой Е. и «»Малая Родина» Щербина Т.)

 

VII.           Задание на дом.

 

Повторить термины по теме «Население». По карте «Народы и плотность населения» определить: 1) какие народы населяют территорию Краснодарского края, 2) плотность населения.

Индивидуальные задания:

1)      изучить конкурсные работы учащихся нашей школы Пинжина А., Асташовой А., Бедрик Н., Герасименко Е. о население Хоперского сельского поселения и подготовить сообщение о национальном составе населении станицы;

2)      подготовить сообщение о естественном и механическом движении населения (по материалам работ учащихся).  


Использованная литература.

1.      Сидоров Е.М. Тихорецкое краеведение. География, геология, естествоведение г. Тихорецка и Тихорецкого района. Краснодар, редакция газеты «Тихорецкие вести», 1999.

2.      Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2003.

3.      Новенко Д.В. География: 8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – (Тематическое и поурочное планирование).

4.      География. 8 класс: Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева /авт.-сост. С.А.Малиновская.- Волгоград: Учитель, 2004.

5.      Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс /Редактор-составитель И.И. Баринова.- М.: Школьная пресса, 2003.-(«География в школе. Библиотека журнала». Вып.8.)

6.      Готовимся к экзамену по географии: в 2 ч. Ч. 2. Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я. Физическая и экономическая география России. – М.: Рольф, Айрис – пресс, 1998.

7.      Голов В.П., Новиков А.П., Хомутова И.В. Полевые исследования со школьниками – необходимое условие формирования экологического типа сознания. / География в школе, № 1, 2004. 

8.      Земля моя, малая Родина! (творческие работы учащихся  общеобразовательных учреждений Тихорецкого района) / Составитель Жигулина О.Н.- ГУП КПП Тихорецкая типография, 2004.

9.      Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для проектов. / Биология в школе,  № 7, 2005.

 

 

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Хоперская средняя общеобразовательная школа № 11»

Тихорецкого района Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

Особенности природопользования.

Влияние хозяйственной деятельности на природу своей местности. Экологические проблемы.

 

 

 

Методическая разработка урока

по курсу

 «Кубановедение»

в 8 классе.

 

 

 

 

Составили

учитель географии

МОУ «Хоперская СОШ № 11»

Тихорецкого района Краснодарского края

 

Ткачева Наталья Евгеньевна

 

и

 

учитель биологии

 

Сапожникова Лариса Александровна

                     

Хостинг от uCoz